Андрей Сеславин

У́мба - Колвица - Белое море 2010

1-12 августа
  • Маршрут
  • Участники
  • О походе
  • Транспорт
  • Техническое описание маршрута
  • Меры безопасности
  • Cнаряжение, карты и некоторые технические вопросы
  • Смета расходов
  • Полезные ссылки и контакты
  • Дневник похода
  • Выводы
  • Используемые источники

  • Маршрут

    Апатиты - мост через р. Умба - Канозеро - Родвиньга - Низьма - Умба - мост через р. Умба - мост через р. Колвица - д. Колвица - Колвицкая губа - Лувеньга - Кандалакша
    Пройдено 143.7 км из них: по Умбе 113 км, Колвице 10.4, Белому морю 20.3 за 12 ходовых дней с 1 дневкой.
    ФОТОАЛЬБОМ
    Геоданные представлены путевыми точкам (в формате wpt).



    Участники

    Postovoy

    Алексей Кравчук
    AIS

    Андрей Сеславин старший
    SESL

    Андрей Сеславин младший

    О походе

    В этом году летом в Москве уже месяц температура превышает 30 градусов. Хотелось прохлады и ненапряжного сплава, поэтому выбор пал именно на Кольский полуостров. Умба - классическая река этого региона. Воды в ней для сплава всегда достаточно, а чтобы не было совсем скучно, ее логично связать с Колвицей и сплавом по Белому морю. Так что концепция похода родилась достаточно быстро. Малое число участников - катамаран 2ка и каяк для данного маршрута представлялось достаточным вследствие его невысокой сложности. При этом никто из нас никогда не был в этих краях, так что поход представлялся интересным в плане изучения нового региона.

    Транспорт


    Приехав, в Апатиты, мы легко нашли такси с багажником и за 1200р меньше чем за час по отличной дороге забросились к мосту через Умбу. На финишном мосту через Умбу мы за полчаса поймали УАЗ с багажником и за 2000р перебросились на Колвицу. Финишировали мы в 10км от Кандалакши, выйдя на трассу, сразу поймали машину с багажником и за 300р доехали до вокзала в Кандалакше. Стоит отметить, что местные таксисты сильно завышают цены, так что есть все основания торговаться с ними, считая при этом километраж и расход топлива. Обе трассы, по которым мы ездили находятся в отличном состоянии.

    Техническое описание маршрута


    Мы пользовались классической
    лоцией Умбы и Колвицы за авторством Дмитрия Кувалина [1]. Это более, чем подробный труд, написанный по походам почти 10-летней давности, однако в котором мы практически не нашли неточностей. По этой причине лоцию публиковать в данном отчете считаю бессмысленным.

    Обеспечение безопасности на маршруте

    Во время движения и на просмотрах все участники были в касках, спасжилетах и гидрокостюмах. С берега были разведаны следующие пороги:
    Умба - Падун (ЛБ), Падун на Низьме (ПБ);
    Колвица - Белый (ПБ), Черный (ПБ).
    Оверкилей и аварий в походе не было.

    Cнаряжение, карты и некоторые технические вопросы.


    Снаряжение. Все снаряжение было стандартное. Стоит, однако упомянуть об общественном тенте, приспособленном для установки в качестве паруса на катамаран. Мачта и такелаж изготовлялись на месте из подручных средств. Парус в сильной степени облегчил пересечение Канозера и Колвицкой губы.
    Картография и навигация. По традиции в походе использовались растровые карты ГШ масштаба 1:50000 с ресурса
    MAPSTORE. С помощью утилиты для OziExplorer MAPMerge была склеена растровая карта масштаба 1:50000. По растровой карте средствами программы GPSMapEdit с дополнениями Михаила Сотина была нарисована векторная схема маршрута по Умбе, которая была закачана в формате .img в GPS навигатор Garmin Vista HCx. Ввиду простоты ориентирования, GPS нами использовался только для сохранения важных путевых точек. Для сплава по Колвице и Белому морю использовалась векторную схему Славы Завьялова.
    Технические вопросы. На маршруте много плесовых и озерных участков, на которых может быть сильный встречный ветер. Бороться с ним можно по-разному. Большинство групп брали с собой подвесной мотор. Мы же или пережидали сильный встречный ветер в районе Капустных озер и шли ночью, благо света достаточно, или же устраивали дневку на о. Горелый. Во всяком случае, надо быть готовым к возможному продолжительному сильному встречному ветру. Также стоит уделить внимание выбору стоянок. Как правило трудности с их выбором возникают из-за большого числа групп на маршруте. Единственный неприемлимый для стоянок участок находится между Канозером и Низьмой до пор. Кривец. Тем не менее, найти приемлимую стоянку для небольшой группы не представляется сложным.
    Некоторые сложности могут возникнуть при выходе в Белое море. Стоит внимательно следить за расписанием приливов-отливов (существуют программы расчетов прогнозируемых приливов: программа с сайта "Кольские карты", программа, созданная яхтсменом Майклом Хупером), поскольку их скорость и высота достаточно велики. Даже при коротких остановках на берегу в прилив стоит по возможности максимально далеко занести и привязать суда. Линия прилива очень хорошо просматривается по траве и гниющим бурым водорослям.

    Смета расходов

    Ниже приведены дополнительные расходы на маршруте. Цены указаны в рублях.

    Полезные ссылки и контакты

    1. Такси в Апатитах, Анар, +79537521426
    2. Беляев Владимир Николаевич, пос. Умба, УАЗ-буханка с багажником. Телефон: 5-08-78, 89211739447, 89113413078

    Дневник похода

    01 августа. Апатиты - мост через р. Умба - порог Падун
    Пройдено: 8.6 км

    Высадились в Апатитах по расписанию в 9_17. Прохладно и облачно. Сначала пытались присоединиться с заброской к большой группе из Москвы, но потом нашли такси с багажником и водителя Анара. Лодку и железо мы с Лехой тщательно привязали на багажник, а 3 рюкзака наш водитель поставил вертикально в багажник, закрепив кое-как веревкой и уверяя, что "и так доедем, дорога отличная". Выехали из Апатитов в сторону Кировска. С Севера открывается прекрасная панорама Хибин, чуть подпорченная огромным комбинатом в Апатитах. Погода облачная, но намеков на дождь пока нет. Едем быстро. За Кировском признаки цивилизации минимальны - ж.д. одноколейка на Октябрьский разобрана. Меньше чем за час доезжаем до Умбы. Встаем на ЛБ на полянке у моста. Тут же стоит большая команда из Иваново. Напротив стапелятся еще по крайней мере 3 большие группы. В одной из них с удивлением замечаем Юлю. Собираемся неторопясь, но довольно оперативно - в результате выходим в 13-00 первыми из всех групп . Под мостом небольшой перекат - проходим у левой опоры. Дальше 8км плесов до пор. Падун. Остров Браконьеров проходим левой протокой. На разливе у южной части острова нас настигает сильный встречный ветер. Кат сильно парусит и не может двигаться вперед. После долгой борьбы мы вынужденно встаем на обед сразу за местом слияния проток [Точка Obed 01 08]. Место неплохое - много черники, есть подберезовики. Обедаем неторопясь, ожидая, когда ветер стихнет. Тучи немного рассеялись и на северо-западе показался массив Хибин.


    Стапель у моста через Умбу

    Умба в районе о. Браконьеров

    Вид на Хибины из верховьев Умбы
    После обеда некоторое время идем параллельно с коммерческой группой, с которой сплавляется Юля. Проходим парочку перекатиков. Берега болотные и унылые. Ветер все еще довольно свежий и каты отстают. Доходим до пор. Падун и идем на разведку. Принимаем решение сначала занести вещи до конца порога (примерно 1км по тропе ЛБ) и захватить там хорошую стоянку. После заноса вещей решаем вставать лагерем, а порог проходить завтра. Суда аккуратно оставляем в кустах перед первым сливом порога на ЛБ. Пока ребята переодевались, я поучаствовал в страховке Юли, которая проходила Падун. Левый заходной слив прошла грязновато, кильнулась без причины на сбойки, но бодро встала и зачалилась ко мне под ЛБ. Вторую ступень шла по центру через валы, потом обошла третью ступень за островком. Купались, активно ели чернику, звонили домой - связь пока устойчивая. Вечером появилось много мошки, так что мы довольно рано забрались в палатку.

    02 августа. порог Падун - шивера за Нижним Капустным озером
    Пройдено: 18.2 км

    Ночью было тепло и только под утро выпал туман. АИС выползал ночью и сильно подмерз. Утром опять сильный южный ветер. Решили пройти только Падун и ждать вечера в предположении, что ветер стихнет. Загидрились и пошли к началу порога. Я посмотрел заходной слив еще раз - решил его занести и стартовать из-под скал ЛБ сразу за катом. Ребята прошли первую ступень правой протокой без проблем и зачалились после второй ступени под ЛБ, ожидая меня. Я без труда прошел вторую ступень и ушел, как и планировал в правую протоку за островком, обойдя таким образом бочки в третьей ступени. Кат же обошел их по основной протоке.


    порог Падун, правый слив первой ступени

    порог Падун, левый слив первой ступени

    общий вид на третью ступень порога Падун

    В лагере спали, купались, болтали с группой школьников из Мытищ, смотрели за прохождением других групп. Юля каталась в третьей ступени, безуспешно пытаясь зайти во вторую бочку и не попасть в третью. Вышли только в 20_00. Солнечно, тепло и ветра практически нет, зато мошка сильно беспокоит даже на воде, прследуя суда организованными тучами. Вышли в Верхнее Капустное озеро, в Среднее Капустное озеро шли левой протокой, где порожек. Прошли его сходу, объехав все валы. На ЛБ стоят знакомые ребята из Мытищ. Передохнули в их компании и рванули через озеро. С середины открывается замечательная панорама Хибин. Много фотографирую. В протоке между озерами - разрушенный мост. Проход у ПБ. В Нижнем Капустном озере нас застали сумерки и небольшой дождь. Посередине озера я нашел мель, пришлось вылезать и тащить лодку примерно 20м. Протоку в Умбу нашли по GPS. Видимость из-за низких облаков сильно снизилась. В 1км после конца озер - перекат. В полутьме его было весьма занятно проходить, полагаясь в основном на слух. На ПБ увидели 2х людей, которые указали нам стоянку в 200м ниже по течению. Поставили палатку и легли спать. Пошел сильный дождь, что не помешало туче комаров на нас напасть. Финишировали в 0_20, легли спать в 1_00.


    Закат на Верхнем Капустном озере, на горизонте все еще видны Хибины

    разрушенный мост между Средним и Нижним Капустным озером

    03 августа. шивера за Нижним Капустным озером - начало Жемчужного плеса
    Пройдено: 16.2 км

    Утром нас встретило солнце с небольшими облаками. Поели рис с изюмом и вышли в 12_00. Стало пасмурно. Быстро дошли до пор. Разбойник - прошли сходу, объехав все валы и обливные камни. Вышли в Дедкову Ламбину - плесовый участок. Примерно посередине этого участка устроили обед на ПБ. Пошел дождик. У разрушенного моста около брошенной деревни на ЛБ видели 2 машины. Легко нашли протоку в Умбу, где начинается порог Семиверстный. Весь этот участок ехали сходу. В паре мест были действительно мощные шиверы, но в целом все идется с наплыва элементарно. Встали лагерем на обрывистом ЛБ в самом начале Жемчужного плеса. Стоянка в соснах замечательная. Рядом с нами растет много ягеля - очень красиво. Комаров и мошки тут совсем мало, что очень радует. Ужинали, лечили раны, легли спать в 21_00. Телефон здесь уже не ловит.


    Вид на Умбу со стоянки в Жемчужном плесе

    Ягель, или олений мох, Cladonia rangiferina

    04 августа. начало Жемчужного плеса - Канозеро - о. Горелый
    Пройдено: 24 км

    Вышли в 12_00 - погода отличная! Не торопясь прошли Жемчужный плес и порожек Карежка 1 - места очень живописные. За ней стоянка группы байдарочников. Размялись около них и поехали дальше. Вторую Карежку и порог Карельский проскочили сходу. В Карельском очень мелко на выходе. Перед заходом в Карельский на ЛБ какая-то свежая турбаза, видимо, рыболовов. После небольшого плеса - порог Канозерский. Я подъехал пораньше к ПБ с целью его посмотреть, но кат пошел сходу, ребята даже не надели касок. Я посмотрел немножко заходную часть, дальше идти поленился и прошел легко вдоль ПБ. На выходе попал под ЛБ и неожиданно вынужден был прыгать с вертикального слива высотой 70-80см. На выходе разбои, адски мелко. Просочились в правую часть дельты Умбы - в итоге пришлось по протоком пробиваться к коренному ЛБ. Нашли неплохую стоянку и пообедали. Встретили здесь группу из Смоленска, которая нас угостила соленой рыбой, за что им мы очень признательны. Перед отплытием нас догнали знакомые байдарочники. На Канозере нас ждал полный штиль - за час дошли до о. Скалистый. Здесь живут 2 смотрителя, которые охраняют местные петроглифы. Они провели достаточно подробную экскурсию. Кат пришел через 30 минут. Поболтали с старшим смотрителем на тему неолита, гиперборейцев и т.п. и рванули к о. Горелый, где можно стоять лагерем. Я доплыл где-то за 1.5 часа, кат - за 2 ч. Встали на неплохой стоянке на высоком гранитном берегу. Купался - довольно глубоко, но вода прозрачная. Пришла большая коммерческая группа, которая очень шумела бензопилой, много возмущалась и вообще вела себя несколько неадекватно. Легли спать около 0_00. Поднялся сильный ветер, началась сильная гроза с градом. На озере появилась здоровая волна.


    Канозеро - на горизонте виден остров Скалистый

    "лодка и рыба" - петроглифы острова Скалистый

    Закат на Канозеро

    05 августа. дневка на о. Горелый

    Проснулись в 9_00. Сильный встречный ветер и порядочная волна. Облачно и довольно прохладно. Решили ждать смены ветра и не плыть. Устав от спанья и поедания черники я отправился гулять по берегу вокруг острова. Где-то на его южной оконечности должны быть петроглифы, но найти ничего похожего на них мне не удалось, несмотря на то, что подходящих скал на берегу очень много. Общались с еще одной группой на катамаранах, которая также пережидает ветер. Нашли на стоянке немного ржавую пилу-цепочку, но вполне в рабочем состоянии. Спилили сухой пень и жгли большой костер. Коммерческая группа завалила катамаранами весь залив, ее представители с нами не здороваются - дикари. Вечером сильно похолодало - утеплились.


    Берег острова Горелый на Канозере

    06 августа. о. Горелый - пляж у исток Родвиньги
    Пройдено: 14 км

    Утро нас встретило штилем и сильной облачностью. Быстро поели овсянку и дунули в сторону триангуляционного знака с отметкой 76 на восточной части озера. Внезапно начался сильный попутный ветер. Устроили небольшой отдых на берегу, установили парус. Мачту сделали около 2м, поставили ее с помощью доски с углублением и четырех оттяжек - вант. Парусом служит общественный тент. Довольно быстро дошли до неплохой стоянке на пляже около о. Дуськин. Здесь встретили большую группу из Москвы, с которой хотели забрасываться из Апатитов. Они пересекают озеро на моторе. Захватили их костер и пообедали. Ветер очень сильный и прохладно даже в сухой куртке. Леха надел по верх драйтопа анорак. После обеда за один переход дошли до конца Канозера, встали на пляже у истока Родвиньги. Рядом стоит группа из Украины. Сильный ветер разогнал всю мошку, так что вечер провели спокойно. Рядом с палаткой бесконечные заросли спелой черники, которая пока еще не приелась. Временами на озеро налетает туман и видимость снижается. Легли спать рано, но в 21_00 к нам приплыли 4 катамарана группы, рядом с которой мы стапелились. Они очень шумели пока ставили лагерь. К 23_00 заметно потеплело, ветер стих и появилась мошка - нырнули в палатку. Надвигается дождь.


    Строительство мачты на Канозере

    остров Дуськин

    07 августа. пляж у исток Родвиньги - порог Падун-на-Низьме
    Пройдено: 17.2 км

    Ночью шел дождь. На завтрак делали рис. Кругом сильный туман, но не холодно. После начала Родвиньги перекат. Затем плес до развилки с Низьмой, где еще один перекат. За ним начинается длинный болотный учаток плесов. Он очень уныл и скучен, хотя местами попадаются красивые заросли кувшинок. Встретили 2 лодки с рыбаками. Они заехали сюда на болотоходе. Участок кончается перекатом, около которого мы отдыхали за поеданием морошки. Следом идет приятный порожек Кривец, который прошли сходу. За ним на ЛБ первая хорошая стоянка, где мы обедаем. После обеда проходим участок перекатов и шивер, который кончается порогом Падун-на-Низьме. Встали лагерем сразу перед ним на высоком ПБ. Основной слив в 100м ниже стоянки. Сходили на разведку по ПБ - ничего страшного там нет. После ужина рано легли спать. В 22_00 опять были разбужены шумной группой, с которой ночевали в прошлый раз. Они опять решили встать рядом с нами, долго тупили в ожидании руководителя, боясь, что их заставят плыть дальше. Народ приятный, но на редкость безалаберный. Естественно, катамараны у них местами рваные и надо их постоянно латать. Угостили их остатками чая и завещали костер. Спать легли под гомон соседей - хорошо, что дождь пошел.


    заросли кувшинок на Низьме

    Болотоход

    08 августа. порог Падун-на-Низьме - мост через р. Умба - Колвица - стоянка за порогом Кривой
    Пройдено: 16.4 км

    Ночью шел дождь. Утром быстро сварили овсянку к изумлению соседей. Запаковались и прошли сходу Падун. Основной слив 1м я проходил в правой части в притирку с бревном - бочка за ним очень мягкая - даже опору не пришлось делать. После слияния проток плес 2 км, потом река сужается и быстро течет до деревни Погост. Тамошние местные жители заметили, что уровень воды ниже нормы на 0.5 м. За деревней еще 5км плесов. Обед в 2км выше моста в скалах на ЛБ. Тут хорошая, но сильно замусоренная туристами стоянка. Долго не могли развести костер из-за сырости. Звонил домой - там пожары, гарь и адская жара. На мосту были в 16_00. Вниз решили не плыть, а стопить машину до Колвицы тут. Через полчаса поймали УАЗ с багажником и договорились на 2000р. Дорога пребывает в очень хорошем состоянии. Как я понял, доехать можно до Варзуги, где она заканчивается. Дальше можно продвигаться только вездеходом. На мосту через Колвицу были в 17_30. Прошли 2 шиверы и порог Кривой - довольно мощно по сравнению с Умбой и уклон на порядок больше. Встали на ПБ за порогом на неплохой стоянке. Познакомились с местными дачниками, которые ловили тут рыбу. Общались с девочкой Сашей 5 лет. Очень общительный и веселый ребенок - искал у нас "печенюшки и конфеты". Завтра планируем быть у моря. Легли в 21_00. Пошел сильный дождь и мы довольно быстро почувствовали, что лежим на своеобразнм гидроматарсе. Оказалось, что мы с Лехой поставили палатку в локальную ямку на верху холма. В яму налилось около 15см воды, в итоге Лехин рюкзак и ботинки в сильной степени промокли. Вылезли в открытый космос и быстро перенесли палатку на сухое место. Спать пришлось на острых камнях кое-как.


    Финиш сплава по Умбе

    Переезд на Колвицу

    р. Колвица - начало сплава

    р. Колвица, порог Кривой

    09 августа. стоянка за порогом Кривой - д. Колвица - Колвицкая губа
    Пройдено: 8.8 км

    Всю ночь шел дождь с грозой. Утром - адская сырость. С трудом сделали рис на запасенных дровах. Пока собирались - опять пошел дождь. Пережидали его под тентом 40 минут. Легко прошли 2 шиверы, пороги Прижимистый и Прямой. Воды за ночь порядком прибавилось. В Прямом пороге на выходе надо резко поворачивать вправо на 90 градусов - слаломные навыки пригодились. Тем не менее - очень много камней в русле, что сильно осложняет линию движения. Основной слив порога Белый занесли по ПБ 15м. В принципе, для каяка был простой проход у самого ЛБ, но АИС рекомендовал не рисковать. Шустро дошли до начала связки Черный - Водопад. Зачалил кат на ПБ к стандартной полянке. Пошли смотреть по берегу. Черный - очень мощная бяка в узком русле. Есть парочка неприятных косых бочек, которые могут положить на раз, а заплыв в водопад надо исключить на 100%. В результате решаем сразу занести вещи за водопад, а потом и суда. Водопад смотрели только в правой протоке. В нашу воду есть сравнительнно безопасный проход вдоль ЛБ, но я бы его еще детально бы разведал с отрова + нужно по крайней мере 2 морковки и сигнальщик. При условии, что надо проходить Черный отдельно. В общем, не сильно расстроились, что занесли. Видели, как в водопаде рыбак сачком поймал большую семгу. На водопаде стояла знакомая группа, которая собиралась его прыгать на огромном кате по центру. За водопадом идет простая шивера, за которой находится автомост. На нем кат немного застрял, по причине путаницы в сторонах света у отдельных лиц - отделались одной вырванной петлей для привязывания рамы. Вышли в Колвицкую губу. Виды очень красивые. Встали через 2 км на ЛБ у небольшого ручейка. Нашли сухой столб - пилили и кололи его. Высота прилив впечатляет. Да и скорость у него порядочная. Вечером общались с пешими туристами из Петрозаводска - очень забавные ребята в кедах и тапочках, в основном студенты младших курсов. Мимо нас также прошли два пешехода под зонтиками, у которых по их словам "плановый поход". Интересовались где тут дорога вдоль моря. МТС здесь почему-то не ловит. Магазина в Колвице нет - все ездят в Лувеньгу. А вот автобус из Кандалакши ходит регулярно. Поселок превратился в сугубо дачный.


    р. Колвица, порог Белыйй

    р. Колвица, порог Черный

    р. Колвица, водопад, правая протока

    Колвицкая губа Белого моря

    10 августа. Колвицкая губа - стоянка в горелом лесу у д. Лувеньга
    Пройдено: 10.3 км

    Ночью опять шел дождь. Утром - сильный туман. Овсянки осталось на 1 раз. Еда в сильной степени уничтожена. Переправились на ПБ и наладили парус, благо ветер попутный. Дошли до мыса и повернули на запад в Кандалакшский залив. Встали обедать у небольшого ручья в пик отлива. Вещи нести до берега тяжело и довольно далеко - 40-50м. Это и сыграло с нами неприятную шутку. За полчаса сильный прилив подхватил катамаран и ветер унес его на 500м от берега. Я без юбки прыгнул в каяк в надежде догнать беглеца. Доплыл до него очень быстро, но он сильно парусил и дрейфовал на юг. Я быстро убрал мачту и стал его пихать носом каяка к берегу. Очень медленно мы стали приближаться к земле, но ветер сносил нас в сторону островов. Через 40 мин упорной борьбы появилась моторка с рыбаком, который через какое-то время меня заметил и подплыл на помощь. Взял кат на буксир и довез его до ближайшего берега. Я доплыл своим ходом. Ребята дошли пешком по берегу. В итоге ничего не пропало и не подмокло, хотя воды мне налило в лодку много. Никогда больше не сяду в каяк без юбки! Прошли еще 2км до горелого леса у Лувеньги и встали лагерем. Место хорошее - много сухих дров и черники, но лес сильно завален камнями разного размера и мест под палатку совсем мало. Пресной воды тут нет, но у нас был запас 7л. Провели ревизию продуктов: закончилась тушенка, лук и рис. Вечером чайки воевали со стаей ворон - было очень шумно. Днем АИС видел морского котика. Завтра планируется визит в магазин Лувеньги.

    11 августа. стоянка в горелом лесу у д. Лувеньга - устье ручья из оз. Тетюшкино
    Пройдено: 8.4 км

    Ночью тепло и сухо. Утром варили последнюю овсянку. Вышли в 11_00. Быстро дошли до Лувеньги. Ходили с Лехой через весь поселок в магазин. Места довольно запущенные. Купили булки, хлеб, лук, макароны, сушки. Цены выше московских, особенно на фрукты, овощи и мясо. Решили финишировать у ближайшего ручья. Шли за островами - видели морских котиков, медуз и звезд. Наблюдали за странными птицами - может это гаги? На каждом островке стоит знак, что высадка запрещена из-за охранных мер. В горах постоянно слышны взрывы - как выясилось - это уничтожают снаряды из местных арсеналов. Пролив между островами на карте в отлив перестал существовать. Пришлось переносить суда через перешеек. На финише у ручья встали рядом с большой группой автомобилистов из Москвы. Группа их состоит исключительно из пузатых и ленивых дядь. Пользуясь хорошей погодой, разобрали и просушили катамаран и сплавные вещи. Купались и ели чернику. Завтра днем будем выбрасываться в Кандалакшу, до которой не более 10км.

    12 августа. устье ручья из оз. Тетюшкино - Кандалакша

    Ночью дождя не было, но под утро достаточно прохладно. Днем отличная солнечная и теплая погода. Запаковывали остатки вещей, собрали полную 2л бутылку черники. Перепаковали остатки еды. Все остатки оснастки катамарана и мусор сожгли в костре. В 13_30 выдвинулись первой ходкой по дороге к шоссе. Следует пройти первую развилку-просеку, после чего свернуть на первом повороте направо. Треугольный знак на шоссе виден с места поворота. Пока мы с АИС ходили вторую ходку за лодкой, Леха отловил деда на жигулях с багажником. Упаковались в него и поехали в Кандалакшу. Вид с перевала на залив - изумительный, особенно в такой погожий день. До города меньше 10км. Сразу забросились на вокзал. Ходили на местный рынок за семгой и черникой, гуляли по городу, посетили местный заброшенный порт. Встретили там знакомую группу. К вечеру похолодало и погода испортилась. В поезд садились под сильным дождем. Поход окончен!

    порт в Кандалакше


    Выводы

    1. Безаварийно пройден несложный, но интересный маршрут в новом для нас регионе.
    2. Гнус может доставить серьезные неудобства, поэтому следует запастись защитными средствами и продумать одежду. Особенно эта проблема неприятна для детских групп.
    3. Многие, кто бывал на Умбе советуют идти ее до моря с прохождением нижних порогов. Утверждается, что выброска из пос. Умба не сложнее, чем с моста.
    4. Уровень воды в Колвице может резко подняться вследствие сильного дождя. Это следует учесть особенно в случае многократных тренировочных катаний по этой реке.
    5. Горы в окрестностях Кандалакши представляют определенный интерес для любителей радиальных выходов.
    6. Особый интерес представляет плавание по Белому морю, как в пределах Кандалакшского залива, так и вне его. Здесь возможно организовать разнообразные экспедиции на сияках. При планировании выхода в Белое море необходимо иметь представление о времени, скорости и амплитуде приливно-отливных течениях, иметь точные карты с указанием источников пресной воды, а также по возможности иметь прогноз погоды хотя бы на ближайшие сутки.
    7. Район очень перспективен для сплава по малым рекам в период таянья снегов в горах в начале/середине июня [9],[10].

    Используемые источники

    1. Д. Кувалин, Умба-Колвица (описание маршрута).
    2. Петроглифы Канозера, сайт Кольской археологической экспедиции.
    3. Расписание приливов и отливов в Кандалакшском заливе
    4. Сайт "Кольские карты", много интересной информации о Кольском полуострове.
    5. Геокэшерские тайники в регионе: Умбский лабиринт, Тайник на Канозере , Тайник на Колвицком водопаде, Тайник "Кандалакшские грезы"
    6. Список гидропостов России, данные об уровне воды регулярно обновляются.
    7. Векторная схема окрестностей Кандалакши с сайта Славы Завьялова.
    8. Олег Волков, Реки Большая и Колвица, озеро Колвицкое, горные массивы Ёлки-тундры и Колвицкие тундры, Белое Море, 2009г.
    9. К. Бекетов, р.Рябина – р.Канда – р.Лувеньга – р.Пила, 2008 год.
    10. Обзор клуба "Агентство Венгрова", Колвица, р.Белый (White Creek), Рябина, Канда, Красненькая (Red Creek), Кутсайоки, Верман, Толванд, 2009 год
    Hosted by uCoz